ГБОУ "СШ № 17 г.о. Харцызск"
г. Зугрэс, Донецкая Народная Республика
  • Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

    Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

    Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

    Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Как же укрепить свое здоровье? Ответ прост - вести здоровый образ жизни.
     

    Здоровый образ жизни для школьников включает следующие аспекты:

    • Правильное питание. Питание должно быть полноценным и сбалансированным. Калорийность рациона должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма. 

    Извечное стремление людей быть здоровыми и работоспособными привело к тому, что в последнее время много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни. Правильное, научно обоснованное питание — это важнейшее условие здоровья, работоспособности и долголетия человека.
    С пищей человек получает все необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией, необходимой для роста и поддержания жизнедеятельности тканей.
    Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться — это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все, что требуется организму.
    Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.
    Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.
    Для того чтобы питание отвечало требованиям здорового образа жизни, оно должно обеспечивать организм всеми необходимыми пищевыми элементами в необходимом количестве и нужном сочетании. Человеческий организм — сложный механизм. Здоровье человека зависит от того, сколько человек получает энергии и сколько он ее расходует и как гармонично при этом работают все его органы, обеспечивая необходимый уровень жизнедеятельности.

    • Полноценный сон. Детям с рождения и до окончания школы необходим дневной сон, который входит в общую продолжительность сна в течение суток.

    Сон важен для роста, обучения, настроения и развития детей. Недостаток сна – частая проблема учащихся. Правильные привычки перед сном, такие, как расслабляющие процедуры, отход ко сну в одинаковое время каждый день, могут помочь уснуть и быть активными весь следующий день. Школьникам нужно от 8 до 10,5 часов сна в сутки в зависимости от возраста. Качественный сон помогает концентрироваться, запоминать, регулировать эмоции, хорошо учиться.
    Сон школьника может страдать из-за учебной и дополнительной нагрузки, профессиональных занятий спортом, позднего отхода ко сну, использования гаджетов перед сном. Недостаток сна может привести к раздражительности, капризам, частой смене настроения, проблемам с поведением, нарушению концентрации внимания, памяти, трудностям принятия решений, снижению скорости реакции, которые так важны в школе.
    Потребности во сне меняются с возрастом: 

    • 1-4 класс – 10-10,5 часов,
    • 5-7 класс – 10,5 часов,
    • 8-9 класс – 9-9,5 часов,
    • 10-11 класс – 8-9 часов.
    • Молодые люди (от 18 до 25 лет), как и взрослые, нуждаются в 7 - 9 часах полноценного сна.

    Как наладить сон:

    • Разработайте регулярный график сна: необходимо установить одно время отхода ко сну и время пробуждения. Подсчитайте, во сколько нужно вставать утром в школу, и отсчитайте с этого момента не менее 8 часов. 
    • В выходные дни и во время школьных каникул тоже необходимо придерживаться графика сна. Если ложиться спать намного позже и не высыпаться по выходным, будет труднее выспаться в течение недели.
    • Создайте спокойную обстановку для сна: в спальне должно быть тихо, темно и прохладно. Перед сном хорошо проветрите комнату.
    • Примерно за час до сна нужно закончить домашнее задание, выключить телевизор, компьютер и смартфон. В спальне электронных устройств быть не должно. Мобильный телефон лучше заряжать вне комнаты. Просмотр телевизора, компьютерные игры, использование Интернета и другие стимулирующие действия перед сном вызывают трудности засыпания и другие нарушения сна.
    • Перед сном желательно расслабиться, например, принять теплую ванну или почитать.
    • Ограничьте употребление кофеина в вечернее время — он содержится в кофе, чае, газированных напитках и шоколаде.
    • Регулярные физические упражнения помогут лучше спать. Но старайтесь избегать физических упражнений за три часа до сна. 
    • Для хорошего сна важны прогулки на свежем воздухе. 
       
    • Соблюдение режима дня. Это оптимальное распределение различных видов деятельности в течение суток: учёбы, отдыха, сна, питания, физических упражнений или занятий спортом.  

    Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня школьника определен учебным планом занятий в учебном заведении, режим военнослужащего — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.
    Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
    Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
    Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен, прежде всего, его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
    Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.  
    Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
    Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. 

    • Физическая активность. Ребёнок может выбирать вид физической активности, который соответствует его интересам и возрасту: пешие прогулки, подвижные игры на воздухе, занятия в секциях или кружках.  

    Физическая культура всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.
    Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Кроме того, люди, постоянно занимающиеся физической культурой, внешне выглядят более привлекательными. 
    Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.
    Ежедневная утренняя зарядка - обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.

    • Личная гигиена. Для того, чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы его организм развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении, был преисполнен оптимизма и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

    Гигиена школьника включает в себя целый комплекс правил и регулярных действий, которые направлены на поддержание чистоты и здоровья. Незнание и невыполнение правил личной гигиены приводит к нарушению защитных функций организма и развитию различных заболеваний. Кроме этого, регулярное поддержание чистоты собственного тела и личных вещей учит ребенка быть внимательным, организованным и ответственным.

    • В первую очередь нужно уделять внимание водным процедурам. Дети младшего и старшего школьного возраста должны умываться не реже 2 раз в день. Летом очищать лицо желательно чаще, поскольку воздух становиться суше и в нем скапливается большое количество пыли и микробов. 
    • Особенно тщательным должно быть утреннее умывание. Во время него дети должны очищать носовую полость от скопившейся слизи, уши и глаза. Для очищения обязательно используйте мыло, оно способствует нейтрализации болезнетворных микроорганизмов и растворяет кожный жир, который ежедневно скапливается на коже. 
    • Ежедневная гигиена школьника включает частое мытье рук. Ребенок обязательно должен мыть руки после поездок в общественном транспорте, посещения туалета, уличных прогулок, занятий физкультурой, перед едой. Данное действие должно быть доведено до автоматизма. 
    • Кроме этого, детям нужно споласкивать рот после каждого приема пищи чистой водой, чтобы вымыть остатки пищи, застрявшие между зубами. Для этих целей можно также использовать зубную нить и деревянные зубочистки.
    • Для школьной гигиены важно содержать ногти на пальцах рук и ног в чистоте. Ведь длинные и грязные ногти могут поцарапать другого ребенка в процессе игры, и к тому же грязь под ногтями - признак неаккуратного человека, не следящего за собой. Личная гигиена школьника важна не только для него самого, но и для окружающих его детей и взрослых.
    • В понятие гигиены входит и чистота личных вещей. С самого младшего возраста дети должны быть приучены к опрятности. Школьники должны ежедневно менять нижнее белье, носки, колготки. Чем ближе одежда находится к телу, тем чаще ее нужно стирать. От внешнего вида зачастую зависит очень многое – первое впечатление, как люди воспринимают вас и общаются с вами. И если грязные руки могут случиться с каждым из нас, то систематичное появление в школе в грязной одежде создает определенный имидж школьника среди его сверстников и учителей. Каждому ребенку школьного возраста очень важно научиться быть опрятным и ухаживать за своими обувью и одеждой, уметь пользоваться щеткой для обуви, снимать грязную одежду и складывать ее в специальную корзину для грязного белья каждый день после школы.

    Главную роль в отношении школьников к личной чистоте играет гигиена детей дошкольного возраста. Чем старше становится ребенок, тем сложнее его переучивать и объяснять важность тех или иных процедур. Поэтому пояснительную работу в этом плане должны начинать вести родители с 2-3 летнего возраста, а затем эстафету примут воспитатели и учителя школы. Родители в любом случае должны тщательно следить за соблюдением вышеуказанных правил вплоть до совершеннолетия ребенка.
     

    • Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни

    К вредным привычкам относятся злоупотребление алкоголем, курение, наркомания и токсикомания. Все они отрицательно влияют на здоровье человека, разрушающе действуя на его организм и вызывая различные заболевания. 
    Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика. Прежде всего, от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика. Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно - сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям. Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей. Табачный дым содержит более трех тысяч вредных веществ.
    Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. В этом случае у некурящих людей возникает головная боль, недомогание, обостряются заболевания верхних дыхательных путей, происходят негативные изменения в деятельности нервной системы и составе крови. Особенно вредное влияние оказывает пассивное курение на детей.
    Алкоголь разрушающе действует на все системы и органы, так как хорошо растворяется в крови и разносится ею по всему организму. Попадая в желудок, этиловый спирт негативно воздействует на его слизистую, а через центральную нервную систему — на всю пищеварительную функцию. При частом употреблении алкоголя это может привести к хроническому алкогольному гастриту. Очень вредное влияние оказывает алкоголь на печень, которая не способна справляться с большим количеством спирта. Работа печени с перенапряжением приводит к гибели ее клеток и развитию цирроза. Злоупотребление спиртными напитками приводит к тяжелым нарушениям в деятельности желез внутренней секреции, прежде всего поджелудочной и половой.
    Главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Особенно страдает от алкоголя головной мозг, в результате чего нарушается координация движений, изменяются речь и почерк, снижается моральный и интеллектуальный уровень человека, а в дальнейшем происходит социальная деградация личности. Снижается интеллектуальный потенциал и моральный уровень, все интересы формируются вокруг одной проблемы — достать спиртное. Прежние друзья заменяются на новых, соответствующих стремлениям пьющего. Забываются семейные друзья и друзья по работе. Возникают сомнительные знакомства с лицами, склонными к воровству, мошенничеству, подлогам, грабежу, пьянству. Ведущим мотивом поведения становится получение средств для приобретения спиртных напитков.
    Наркотическая зависимость. Установить факт употребления наркотиков можно несколькими путями:
    •    С помощью экспресс-тестов на наркотики.
    •    По косвенным признакам употребления наркотиков и наркотической зависимости.
    •    В процессе наркологической экспертизы.
    Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости: Помните, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем.
    •    Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки.
    •    Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения.
    •    Отрешенный взгляд.
    •    Часто - неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков».
    •    Осанка чаще сутулая.
    •    Невнятная, «растянутая» речь.
    •    Неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта.
    •    Явное стремление избегать встреч с представителями властей.
    •    Раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы.
    Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет. Детский организм - намного меньше. Средняя продолжительность жизни наркомана - 25 лет. Число детей наркоманов растет с ужасающими темпами. Стремительный рост наркотизации, алкоголизма среди детей и подростков влияет на здоровье нации.
     

    Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
    Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.
    Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это, прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие.
    Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни - дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie