Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Проектная деятельность
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
В настоящее время проектная деятельность упомянута и в ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО, как обязательная часть обучения для обучающихся основной, средней школы и для учащихся 4 классов. Она может быть учебной урочной, учебной внеурочной и включаться в учебные планы как начального, так и основного общего, а также среднего общего образования школы.
Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный (направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом), прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой) и т.п.
По содержанию проект может быть монопредметный (по одному из предметов), метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.
По количеству участников он может быть индивидуальный, парный, групповой, коллективный (класс и более в рамках школы), городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
По длительности (продолжительности) проекта от может быть от проекта - урока до многолетнего проекта.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
1. Общие положения по индивидуальному проекту
1.1. Настоящий регламент основывается на законодательных актах, включая Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, а также Примерную и Основную образовательные программы основного общего образования, утверждённые в школах России.
1.2. Индивидуальный итоговый проект – образовательный проект, выполненный учеником в рамках одного или нескольких учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности. Его цель – демонстрация учебных достижений, самостоятельного освоения материала и методов в избранных областях знаний и видов деятельности, а также способности к планированию и реализации целесообразной и продуктивной деятельности в области учебного, конструкторского, социального или художественно-творческого процесса.
1.3. Индивидуальный итоговый проект служит ключевым инструментом оценки метапредметных навыков, которые ученики приобретают в ходе изучения междисциплинарных учебных программ.
1.4. Все школьники, обучающиеся по ФГОС ООО, обязаны выполнить минимум 1 индивидуальный итоговый проект за весь процесс обучения.
1.5. Невыполнение индивидуального итогового проекта приравнивается к получению неудовлетворительной оценки по любому из учебных предметов.
1.6. Защита индивидуального итогового проекта входит в число обязательных компонентов системы контроля образовательных достижений учащихся.
2. Цели и задачи индивидуального проекта
2.1. Для ученика:
- Продемонстрировать достижения в освоении выбранной области;
- Научиться искать и систематизировать информацию по теме;
- Понять принцип выполнения задач и достижения цели;
- Развить навыки выступлений перед большой публикой.
2.2. Для учителя:
- Обеспечить условия для грамотного освоения информации;
- Уважительно относиться к выбору учащегося и направлять его.
3. Требования к подготовке индивидуального проекта
3.1. План и программа подготовки проекта для каждого ученика разрабатываются самостоятельно, вместе с руководителем проекта.
3.2. Наставником проекта может стать как учитель-предметник из школы, так и сотрудник другой организации или другого образовательного учреждения, включая ВУЗы.
3.3. Обучающиеся самостоятельно выбирают тему проекта и руководителя. Тема проекта и сроки защиты должны быть утверждены на заседании педагогического совета учебного заведения.
3.4. Руководитель не имеет права критиковать выбранную тему и унижать интересы учащегося. Если тема противоречит моральным нормам и ценностям, то руководитель должен деликатно объяснить причину отказа.
4. Основные виды и направления индивидуальных проектов
Проекты должны освещать актуальные вопросы научной, культурной, политической, юридической, экономической или социальной жизни современного глобального общества. Основные виды и направления проектов:
4.1. Информационный проект. Направлен на сбор, обработку, систематизацию и анализ информации по определенной теме или проблеме. В ходе работы над информационным проектом учащиеся разрабатывают навыки работы с различными источниками информации, учатся выделять только самое важное, а также структурировать и представлять информацию в доступной и понятной форме. Не должен содержать в себе: гипотезу, опыты, эксперименты. Данный вид проекта является наиболее популярным.
4.2. Исследовательский проект. Подразумевает выполнение учащимися самостоятельного исследования в рамках темы. Обучающиеся формулируют гипотезу, планируют и проводят исследование (анкетирование, опыты, эксперименты), анализируют полученные данные и делают выводы. Исследовательский проект помогает развить критическое мышление, аналитические навыки и навыки работы с научной литературой.
4.3. Социальный проект. Сосредоточен на решении определенной социальной проблемы или улучшении жизни общества. Учащиеся могут проводить исследования, организовывать мероприятия, проводить информационные кампании, предлагать возможные варианты решения проблем и т. д.
4.4. Творческий проект. Обычно связан с созданием оригинального художественного или литературного произведения, сценария, музыкальной композиции, театральной постановки и т. д. В процессе работы над этим видом проекта ученики проявляют творческие способности, развивают фантазию, учатся выражать свои мысли и чувства через искусство.
4.5. Инженерно-конструкторский проект. В рамках инженерно-конструкторского проекта учащиеся занимаются разработкой и реализацией технических решений. Это может быть создание модели, макета, прототипа устройства или технологии. Ученики приобретают навыки в области технического моделирования, конструирования и проектирования.
Проектная индивидуальная работа подразумевает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по поставленной проблеме, но и представляет собой независимое исследование, которое демонстрирует уникальное видение проблемы со стороны автора, оригинальное ее толкование.
5. Требования к структуре проекта
5.1. Индивидуальный проект должен иметь:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основную часть (теоретическую и практическую части);
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения (при необходимости).
5.2. Титульный лист должен содержать:
- полное наименование учебного заведения
- название работы, ее вид;
- сведения об авторе (ФИО, класс);
- сведения о руководителе проекта (ФИО, должность);
- указание места расположения ОО (населённый пункт);
- указание года написания работы (учебный год).
5.3. Оглавление в себя включает:
- введение;
- названия глав, параграфов и пунктов;
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения (при необходимости).
В оглавлении приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
5.4. Введение в себя включает:
- обоснование актуальности темы (обязательно);
- формулировка проблемы проекта (не обязательно);
- определение задач и цели проекта (обязательно);
- определение объекта и предмета исследования (обязательно);
- выдвижение гипотезы (только для исследовательского проекта);
- методы исследования (обязательно);
- форма предоставления продукта (не обязательно);
- теоретическая и практическая значимость (обязательно).
5.5. Основная часть включает:
- теоретическая часть. В теоретическую часть необходимо включить обзор, анализ и синтез информации из 5-15 источников. Запрещено использовать готовые работы из интернета.
- практическая часть. Вторая глава проекта должна иметь практическую или исследовательскую (экспериментальную) направленность и содержать описание результата работы. В этой глава проводится исследование. Опыты, эксперименты, создается продукт работы, проводится анкетирование, расчёты и многие другие виды практической работы.
5.6. Заключение включает:
Заключение должно содержать выводы и результаты, полученные обучающимся, а также описание того, были ли достигнуты цели, решены задачи, подтверждена ли гипотеза (при исследовательском проекте). Можно также сформулировать предложения по практическому применению результатов исследования, а также выдвинуть рекомендации.
5.7. Список использованных источников включает:
Источники, которые использовались для сбора, анализа и синтеза информации в теоретической части индивидуального проекта. Список оформляется в алфавитном порядке. В тексте указываются сноски на каждый источник, откуда бралась информация.
5.8. Приложения :
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста.
6. Требования к направленности и продукту проекта
6.1. Результат (итог) проектной работы должен иметь практическую направленность.
6.2. В качестве итога (продукта) проектной деятельности может быть представлена любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, обзорная статья, отчет об исследовании, стендовый доклад и др.);
- творческая работа (театральная постановка, танец, стихотворение, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация, художественный фильм и др.);
- физический (материальный) объект (макет, модель, конструкторское изделие, буклет, брошюра, путеводитель, книга, памятка и др.);
- полученный отчётный материал (диаграммы, результаты социологического опроса, инфографика, презентация по теме и др.)
6.3. Продуктом проекта может быть всё, что покажет результат и процесс работы над проектом:
сайт; видеофильм; экспозиция и экскурсия по ней; коллекция; модель, макет; художественное произведение; мультимедийный продукт; постановка; праздник; справочник; учебное пособие; экскурсия или интерактивная экскурсия; бизнес-план; карта, атлас; пакет рекомендаций; путеводитель и др.
7. Требования к оформлению текста индивидуального проекта
7.1. Работа выполняется на листах стандарта А4. Объем текста итогового индивидуального проекта от 10 до 25 печатных страниц (без учёта приложений). Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 страниц.
7.2. Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта: 14 – для основного текста; 14-16 – для заголовков. Интервал: 1,5.
7.3. Размер полей: слева – 3 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см, справа – 1,5 см.
7.4. Нумерация страниц: арабские цифры; начинается со 2 страницы (снизу, по центру). На титульном листе номер страницы не ставится.
7.5. Каждый абзац печатается с красной строки; абзацный отступ - 1,25 см.
7.6. Каждая новая глава (ГЛАВА 1.; ГЛАВА 2.) и каждый новый параграф (1.1.; 1.2. и т. д.) начинается с новой страницы. Заголовки располагаются в середине страницы. Точку в конце заголовка не ставят.
7.7. Оформление рисунков, фото, схем, графиков, диаграмм:
- Единственная иллюстрация или таблица не нумеруются;
- Все иллюстрации и таблицы должны иметь сквозную нумерацию и названия (под рисунком по центру).
- На все рисунки должны быть указания в тексте, например, рисунок 1; диаграмма 5;
- В таблице нельзя оставлять пустые графы. Следует заполнять их либо знаком "-", либо писать "нет данных".
7.8. Общим требованием является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
8. Требования к защите индивидуального проекта
8.1. Защита индивидуального проекта проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов.
8.2. На защиту индивидуального проекта выносится:
- папка с содержанием индивидуального проекта;
- продукт проектной деятельности;
- презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите;
8.3. Рекомендуемый план выступления по защите проекта:
- Представление (Приветствие, представление учащегося (Фамилия, имя, класс), представления руководителя проекта);
- Тема проекта, ее актуальность;
- Цели и задачи проектной работы, гипотеза (при наличии);
- Описание хода работы над проектом;
- Представление результата работы (продукта проекта);
- Вывод.