ГБОУ "СШ № 17 г.о. Харцызск"
г. Зугрэс, Донецкая Народная Республика
  • Дистанционное обучение

    Дистанционное обучение – организация образовательной деятельности с применением дистанционных технологий, которые обеспечивают опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников с помощью информационно-телекоммуникационных сетей.

    Дистанционное обучение применяется для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также программ дополнительного образования.
     

    Дистанционное обучение — это образовательный процесс, при котором взаимодействие учителя и ученика происходит на расстоянии с помощью информационных технологий. Важно понимать, что это полноценная система с продуманной методологией, специальными платформами и инструментами для контроля знаний.

    Основной принцип дистанционного образования заключается в самостоятельном освоении учебного материала под руководством педагога через интернет. Учитель выступает не только как источник знаний, но и как наставник, направляющий образовательный процесс.

    Школьная программа при дистанционном обучении остается такой же, как и при очном формате — дети изучают те же предметы, выполняют запланированные работы. Отличие состоит в способе подачи материала и форме коммуникации между учителем и учениками. Успешное дистанционное обучение — это  хорошо организованный процесс с четкой структурой и разнообразными формами работы, который требует от ребенка дисциплины и самоорганизации.

    Дистанционное обучение реализуется через несколько основных форматов взаимодействия, которые в совокупности создают полноценную образовательную среду.

    Видеоуроки и вебинары являются основой современного дистанционного образования. Они могут быть как в записи, так и в режиме реального времени. Живые онлайн-уроки обычно проводятся по расписанию. Учитель использует видеоконференцию, чтобы объяснить новый материал, показать презентации, продемонстрировать опыты или решение задач. Ученики могут задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя, выполнять интерактивные задания.

    Записанные видеоуроки дают больше гибкости — ребенок может просмотреть их в удобное время, при необходимости поставить на паузу или пересмотреть сложные моменты. Такой формат особенно удобен для повторения материала перед контрольными работами.

    Чат-поддержка и обратная связь от учителей — важнейший элемент дистанционного обучения. Современные платформы предлагают разнообразные инструменты коммуникации: чаты для быстрого обмена сообщениями, форумы для обсуждения учебных тем, личные сообщения для индивидуальных консультаций.

    Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы дистанционного обучения: работа с электронным учебником (при наличии), просмотр видео-уроков, видео-лекций, тестирование, изучение печатных и других учебных и методических материалов.

    Современный мир предлагает множество образовательных возможностей. Важно не бояться экспериментировать, искать оптимальный вариант, комбинировать разные подходы, чтобы создать для ребенка наиболее благоприятные условия для обучения и развития. Ведь главная цель образования — не просто передать знания, но и воспитать самостоятельную, творческую личность, способную к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.

    Учащимся

    Переход на удаленный формат — время, когда вы пользуетесь новыми ресурсами и инструментами, открываете для себя возможности и пути решения проблем. Вы улучшаете свои навыки работы с компьютером, текстовыми и медиа файлами, сетью Интернет, электронной почтой.

    Это повышает вашу информационную компетентность и очень пригодится вам в будущем!

    Рекомендации учащимся по организации дистанционного обучения
    1. Составьте план . Когда у вас есть расписание, к которому вы привыкли, мысль, что нужно по-другому организовать день, вызывает тревогу. Чтобы снять напряжение, представьте, что планируете не расписание обучения во время карантина и самоизоляции, а что-нибудь приятное. Например, праздничное мероприятие. Помните, что ваше время и ресурсы ограничены. Составьте список того, что нужно сделать обязательно, и того, что можно отложить. Оставьте время на самоанализ — подумайте, что получилось, а что требует корректировки.
    2. Решите технические вопросы. Выберите привычное и удобное устройство. Проверьте, работает ли интернет. Убедитесь, что есть все необходимое для обучения онлайн.
    3. Подготовьте учебный материал. Разложите учебники на день, тетради.
    4. Придерживайтесь примерного расписания. Зафиксируйте учебное время. Оптимальное время — первая половина дня. Используйте расписание, которое предоставила школа. Обязательная часть учебного дня — перемены между занятиями.
    Долгое сидение за компьютером и отсутствие активности вредно для вас. Между уроками устраивайте себе перерывы, встаньте, разомнитесь, сделайте простую зарядку, организуйте перекус. План работы должен быть гибким. Поделите учебный материал на обязательный и дополнительный.
    Продолжительность одного занятия с непрерывным использованием компьютера:
    1-2 классы- 20 минут
    3-4 классы - 25 минут
    5-6 классы - 30 минут
    7-11 классы - 35 минут
    5. Установите сроки выполнения заданий и старайтесь их придерживаться. Распределите, что нужно сделать сегодня, что можно отложить на завтра. Объемные задания разбейте на две части: утром делаем классную работу, вечером домашнюю.
    Если вам трудно, ничего не получается, вы запутались в платформах для дистанционного обучения, инструментах работы, сделайте паузу, задайте вопрос классному руководителю, учителю в доступной для связи форме.

    Оторвитесь от компьютера! 13 упражнений для глаз против усталости

    После долгой работы за компьютером, чтения, напряжённой работы с бумагами можно ощутить сильную усталость, резь и напряжение в глазах. Чтобы избавиться от неприятных ощущений и сохранить зрение – необходимо регулярно делать гимнастику для глаз.

    Среди окулистов уже утвердился термин «синдром компьютерного зрения», которым страдают до 70 % пользователей компьютера. Зрение неминуемо будет ухудшаться, если не помогать глазам бороться с усталостью.

    Существует множество комплексов компенсирующих упражнений, все из которых полезны. Мы собрали 13 лучших упражнений для глаз, которые можно выполнять прямо на рабочем месте, дома или на улице.

    1. Для разминки: плотно закройте глаза и с силой зажмурьтесь на несколько секунд. Откройте глаза и не моргайте секунд  5–10. 
    2. Горизонтальные движения глаз слева направо и наоборот.
    3. Вертикальные движения глазами вверх-вниз.
    4. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
    5. Движение глаз по диагонали. Сначала нужно скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх в правый угол. Аналогично в противоположном направлении.
    6. Сведение глаз к носу. Для этого медленно поднесите палец к переносице, следя за его кончиком. Глаза легко «соединятся».  Вариант: Взять карандаш, вытянуть руку перед собой, а затем медленно приближать к кончику носа, следя за движением карандаша.
    7.  Посмотрите вдаль прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец (карандаш) на расстоянии 25–30 см от глаз, смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10–12 раз.
    8. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3–5 мм. Переводите взгляд с удалённых предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10–12 раз.  Вариант: Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь, затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удалённые предметы.
    9. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте «восьмёрку». Повторить 5–7 раз.
    10. Смотрите 5–6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отведите руку вправо, при этом следите за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.
    11. Часто поморгайте глазами.
    12. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями – от носа к вискам.
    13. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно вращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

    Все упражнения для глаз можно выполнять в представленном порядке или комбинировать.

    Но, комбинируя упражнения, важно придерживаться стандартного порядка выполнения любой гимнастики – разминка, основные упражнения, отдых.

    Желательно выполнять гимнастику каждый день, а также использовать одно или несколько упражнений для регулярного перерыва во время работы.

    В частности, каждый 1–2 часа можно переключаться с работы на рассматривание удалённых от вас предметов, просто закрыть глаза на несколько минут или сделать несколько упражнений для мышц шеи и спины.

    Родителям

    Уважаемые родители!

    Соблюдение режима дня ребенком сейчас важно, как никогда: это поможет снизить тревожность и приноровиться к дистанционному обучению. Гиперактивные дети при правильном режиме лучше концентрируются, а медлительные — быстрее включаются в работу. Но ребенку сложно следовать распорядку самостоятельно,  поэтому помощь, руководство и контроль родителей очень необходимы. Ребенок, обучаемый дистанционно, должен понимать, что бездельничать ему не позволят.

    Для  качественного усвоения программного  материала  в период дистанционного обучения необходима  Ваша поддержка  как  детям,  так и  учителям. Надеемся на плодотворное сотрудничество!

    Как помочь ребенку успешно учиться дистанционно?
    Для того чтобы дистанционное обучение было эффективным, родителям необходимо создать соответствующие условия и помочь ребенку адаптироваться к новому формату учебы.

    • В первую очередь - спокойствие

    Как бы банально не звучала фраза "у спокойных родителей - спокойные дети", но это правда, и это работает. Все мы понимаем, что дистанционное обучение невозможно, хотя бы первое время, без участия родителей. Так или иначе, вы будете вовлекаться в процесс, и это нервирует. Но успокойтесь и постарайтесь передать спокойный эмоциональный фон ребенку, это снизит его тревожность. Ведь он тоже волнуется!

    • Подготовьте для ребенка рабочее место

    Правильно организованное рабочее пространство — это фундамент успешного дистанционного обучения. Комфортные условия повышают концентрацию внимания и работоспособность ребенка, снижают утомляемость и предотвращают проблемы со здоровьем.

    Оборудование для учебы должно соответствовать возрасту ребенка и требованиям образовательного процесса. Компьютер или ноутбук необходимо выбирать с учетом необходимой мощности для работы с образовательными платформами и приложениями. Важно, чтобы устройство имело стабильное подключение к интернету, качественную веб-камеру и микрофон для полноценного участия в онлайн-уроках.

    Для младших школьников часто удобнее использовать планшет с дополнительной клавиатурой — такое устройство проще в использовании и позволяет комфортно работать с интерактивными учебниками и образовательными играми. Не забудьте о наушниках с микрофоном — они помогут ребенку сосредоточиться на уроке и не отвлекаться на домашние шумы.

    Освещение рабочего места должно быть достаточным, но не слепящим. Оптимальный вариант — настольная лампа с регулируемой яркостью, расположенная слева для правшей и справа для левшей. Естественный свет должен падать сбоку, желательно с левой стороны.

    Удобное кресло с регулируемой высотой и поддержкой спины — необходимое условие для долгой работы за компьютером. Высота стола и стула должна быть подобрана так, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной, а его локти находились примерно на уровне столешницы. Ноги должны стоять на полу или специальной подставке, а глаза — находиться на уровне верхней трети монитора.

    • Зарегистрируйтесь и ознакомьтесь с официальным сайтом школы, чатом классного руководителя и учителей - предметников заранее вместе с ребенком.

    Это исключит эффект неожиданности. Сразу после начала образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий можно смотреть лекции и выполнять задания.

    • Спланируйте день, составьте для ребенка расписание занятий

    Не исключено, что в первые недели ребенку трудно приноровиться к новой реальности: вроде бы он и дома, а учиться все равно нужно. Причем речь идет именно о самостоятельной работе, ведь теперь вместо обычных уроков у него видеозаписи, тексты в учебниках и интерактивные занятия. Поэтому родителям придется самим следить, чтобы учебный распорядок не нарушался.

    Структурированный день с четким расписанием — один из ключевых факторов успешного дистанционного обучения. Психологи отмечают, что предсказуемость и ритмичность повседневной жизни создают у ребенка чувство стабильности и безопасности, что особенно важно в домашнем обучении.

    Режим дня должен учитывать биологические ритмы конкретного ребенка. Некоторые дети наиболее продуктивны в утренние часы, другие лучше усваивают информацию после обеда. При составлении расписания важно планировать изучение наиболее сложных предметов на период максимальной концентрации.

    Чередование учебы и отдыха имеет научное обоснование — мозг не способен эффективно работать без перерывов. Оптимальная продолжительность урока зависит от возраста: для младших школьников — 30-35 минут, для средней школы — 40-45 минут, для старшеклассников — до 60 минут. Между уроками необходимы перерывы в 10-15 минут, а после блока из 2-3 занятий — более длительный отдых с физической активностью.

    Расписание должно включать не только учебное время, но и физическую активность, творческие занятия, домашние обязанности и свободное время. Такой баланс помогает предотвратить выгорание и сохранить мотивацию к обучению.

    • Позаботьтесь о создании рабочей обстановки

    Проконтролируйте, чтобы во время занятий ребенка ничего не отвлекало. Отключите уведомления в мессенджерах и удалите животных из комнаты. Подберите одежду для занятий, нельзя позволять ребенку заниматься в пижаме или домашней одежде, это не создаст рабочую атмосферу.

    • Мотивируйте ребенка учиться онлайн

    Мотивация — движущая сила образовательного процесса, и в условиях дистанционного обучения ее роль только возрастает. Без внешнего давления школьной среды родителям важно найти эффективные способы поддержания интереса ребенка к учебе.

    Игровые методики — мощный инструмент мотивации, особенно для младших школьников и подростков. Современные образовательные платформы уже активно используют элементы геймификации: баллы за правильные ответы, виртуальные награды за достижения, рейтинги, соревновательные элементы. Родители могут дополнительно усилить этот эффект, создав домашнюю систему игровых механик. Например, можно разработать карту достижений, где ребенок отмечает свой прогресс в разных предметах, или ввести элемент квеста, когда за выполнение учебных задач открываются новые возможности в игре.

    Система поощрений должна быть выстроена так, чтобы награда соответствовала усилиям. Важно различать вознаграждение за процесс и за результат. Поощрение за старание и вовлеченность в учебу помогает формировать внутреннюю мотивацию, в то время как награда исключительно за оценки может привести к стрессу и снижению интереса к процессу познания.

    В качестве поощрений эффективны не столько материальные подарки, сколько приятные совместные занятия: прогулка в парке, настольная игра, приготовление любимого блюда вместе с родителями. Такой подход укрепляет связь между родителями и ребенком, создает позитивные ассоциации с учебой.

    • Контролируйте успеваемость ребенка

    Контроль — необходимый элемент образовательного процесса, но его избыток может демотивировать ребенка и подорвать доверительные отношения в семье. Задача родителей — найти баланс между поддержкой и требовательностью.

    Главный принцип эффективного контроля — быть вовлеченным, но не превращаться в надзирателя. Регулярный интерес к учебным делам ребенка, обсуждение интересных тем из школьной программы, готовность помочь с трудными заданиями — все это создает атмосферу поддержки. При этом важно постепенно передавать ответственность за учебу самому ребенку, развивая его самостоятельность.

    Современные образовательные платформы обычно предоставляют родителям доступ к личному кабинету, где можно отслеживать прогресс ребенка, выполнение заданий, результаты тестов. Это позволяет быть в курсе успеваемости, не навязывая ежедневные расспросы и проверки.

    При обнаружении проблем в учебе важно реагировать конструктивно: вместе с ребенком выяснить причины трудностей, обратиться за консультацией к учителю, при необходимости найти дополнительные материалы для лучшего понимания темы. Критика и наказание за плохие оценки малоэффективны и могут вызвать у ребенка негативное отношение к учебе в целом.

    • Физическая нагрузка и гигиена

    В течение дня у ребенка обязательно должна присутствовать физическая нагрузка. Делайте зарядку, гимнастику. Не забывайте регулярно проветривать помещение. Глаза также должны отдыхать от яркого монитора компьютера. Полезно выполнять гимнастику для глаз, в интернете много вариантов.

    • Обратная связь

    Будьте на связи с педагогом, задавайте вопросы учителю, если вам что-то непонятно. И не переживайте, для педагогов школы это тоже новый опыт. Они волнуются не меньше вас.

    Педагогам

    Роль учителя в дистанционном обучении заключается в управлении самостоятельной работой обучающихся. Вот некоторые функции педагога в этом формате:

    • Управление процессом обучения. Учитель организует эффективное общение и взаимодействие в виртуальной среде, чтобы направлять учащихся на пути к достижению учебных целей. 
    • Руководство. Педагог следит за успехами учеников, их деятельностью и качеством работы, помогает решать возникающие сложности. 
    • Мотивация учёбы. Учитель вовлекает школьников в обсуждения, требующие размышлений, и интерактивные дискуссии. 
    • Поддержка. Педагог помогает полнее включиться в учебный процесс, предлагает и рекомендует способы его улучшения. 
    • Экспертиза. Учитель является экспертом в преподаваемой предметной области, постоянно оценивает и обновляет свои знания.

    Также в рамках дистанционного обучения учитель должен формировать профессиональную цифровую компетентность, то есть уметь эффективно использовать широкий спектр цифровых инструментов и технологий для организации образовательного процесса. 

    Дистанционный формат обучения, как и любой новый формат, это эксперимент, и требует гибкого подхода. Определите для себя, какое время уйдет на изменение учебного процесса, будьте готовы тестировать различные сценарии и инструменты. Важно не пытаться повторить офлайн-обучение, а найти удобный вам и вашему классу подход к дистанционному формату.

    Основные рекомендации

    1. Не пытайтесь сделать все и сразу. Спокойно обдумаете, какие из ваших целей реально достигнуть в период дистанционного обучения.
    2. Выберите один-два самых простых инструмента для дистанционного обучения и начните работу с них. Не пытайтесь использовать сразу много новых инструментов.
    3. Чем проще, понятнее и реалистичнее будут ваши учебные сценарии в период дистанционного обучения, тем больше вероятность их реализовать и получить необходимый результат.
    4. Помните, что к новому формату адаптируетесь не только вы, но также ученики и их родители — они испытают такую же тревогу, как и вы.

    Планирование дистанционного обучения. Что меняется?

    1. Определите цели и задачи на период дистанционного обучения
    Поставьте реалистичные цели и задачи на период дистанционного обучения, например: освоить материал, запланированный по учебной программе, научить детей работать с онлайн-инструментами, просто занять учеников в первую половину дня и т. д. В зависимости от цели вы будете планировать обучение, подбирать сценарии и инструменты работы. Хорошо, если вашей личной целью на это период станет получение опыта, который вы сможете и дальше использовать в стандартном процессе обучения (например, при работе с часто болеющими детьми).

    2. Пересмотрите учебные планы на период дистанционного обучения

    1. Определите, все ли ученики класса могут перейти на обучение в дистанционном формате: готовы ли родители оставить детей дома, какие технические возможности (наличие компьютера, доступ к интернету) есть у учеников.
    2. По возможности откажитесь или сведите к минимуму изучение нового материала, сосредоточьтесь на повторении ранее пройденного. Если это невозможно, попробуйте в период дистанционного обучения разбирать более простые темы. Эта рекомендация касается в первую очередь учеников начальной школы, которым сложно самостоятельно осваивать новый материал.
    3. Когда вы определитесь с материалом, который будете изучать в период карантина, подумайте, как лучше разбить это материал на блоки, в какой логике оптимально с ним работать.

    Что делать, если с доступом к интернету есть сложности?

    • Если интернет у детей слабый, можно отключать видео при трансляции.
    • Если интернет доступен только в определенное время, выдавайте задания ученикам в сервисе, к которому они могут подключиться в любой удобный момент.
    • Если интернета нет вообще — организуйте обучение, используя бумажные носители: распечатайте материалы, сообщите, какие главы в учебнике нужно прочитать.

    Важно поддерживать активность у тех детей, которые занимаются полностью самостоятельно, без онлайн-взаимодействия с учителем. Если родители таких детей могут забирать задание в школе раз в неделю, выдавайте задания порционно. Попробуйте подобрать мотивирующие задания или задействовать учеников в проектной деятельности.

    3. Выберите инструменты, которые будете использовать в период дистанционного обучения

    1. Помните, что методика определяет инструменты, а не наоборот. Инструменты нужно подбирать, исходя из учебных целей.
    2. Ограничьтесь минимальным набором дистанционных инструментов: одного-двух для начала вполне достаточно, чтобы и вам, и ученикам было удобно. Чем проще будут эти инструменты, тем лучше.
    3. После того, как вы освоили конкретный инструмент, оцените, насколько вам и ученикам удобно с ним работать. Достигаете ли вы желаемых результатов? Будьте готовы заменить инструмент, если вам некомфортно его использовать.
    4. Если вы преподаете в средней школе, по возможности выберите с другими учителями общие для всех инструменты, чтобы ученикам не пришлось работать с новыми сервисами на каждом следующем занятии.
    5. Попросите технических специалистов школы помочь вам в освоении нового инструмента.
    6. Обязательно протестируйте новый инструмент самостоятельно, прежде чем использовать его в работе с учениками.

    4. Пересмотрите планирование учебного дня и недели на период дистанционного обучения
    Одна из важных задач в планировании — задать себе и детям понятный ритм, вернуть ту, в хорошем смысле, рутину, к которой все привыкли в обычном формате обучения. Четкое расписание, понятные рамки позволят снизить тревожность детей и родителей.

    Планируем учебный день

    1. Зафиксируйте учебное время. Оптимально использовать для учебы первую половину дня. Расскажите детям и родителям, в какие конкретно часы проходит обучение — это позволит всем четко организовать свое расписание.
    2. Учебный день в дистанционном формате оптимально разбивать не по урокам в 45 минут, а по блокам, которые необходимо отработать.
    3. Определите обязательный минимум материала, который вам нужно успеть отработать в течение учебного дня, и дополнительный объем, который можно выполнить факультативно, если есть возможность.
    4. Не пытайтесь успеть все, попробовать сразу много инструментов — сосредоточьтесь на обязательном минимуме.
    5. Продумайте чередование активности для детей — как в рамках одного занятия, так и в рамках всего учебного дня. Если у вас будет три видеолекции подряд, внимание детей уже ко второй будет минимальным. Для начальной школы оптимально разбить активности на максимально короткие: 10 минут на видеолекцию, 10 минут на самостоятельную работу, 5 минут — просмотр обучающего ролика и т. д.
    6. Обязательно включите в учебный процесс «перемены» — паузы, во время которых вы попросите детей отойти от мониторов, сделать простую зарядку, выпить чаю — в общем, отвлечься от занятий.
    7. Ставьте четкие рамки, в которые ученикам нужно выполнить самостоятельную работу. Временные рамки для выполнения задач зависят от ваших целей и могут быть разными, например: сделать в течение часа — и через час вы возвращаетесь к заданию; сделать до завтра, и к заданию вы вернетесь на следующем уроке; сделать в течение недели или другого периода — с такими сроками можно выдавать проектные задания и т. п.
    8. Оптимально, если дети решают задания сразу, в обозначенное учебное время. Это в том числе позволит вам сразу видеть прогресс ребенка и корректировать свою работу при необходимости.

    Планируем учебную неделю

    1. Один из возможных вариантов планирования рабочей недели — выделить дни, посвященные конкретному предмету или предметам. Например, понедельник — день русского языка и литературы, вторник — день алгебры и геометрии и т. д.
    2. Предусмотрите в течение рабочей недели фиксированное время для организационной встречи и получения обратной связи от учеников и родителей. Если есть возможность, пусть это будут два разных мероприятия: одно с учениками и одно — с родителями.
    3. Обратная связь касается не только эмоционального состояния, но и контроля образовательного процесса.
    4. Если часть ваших учеников продолжает очное обучение, выберите урок, который ведет другой преподаватель (например, физкультуру), и назначьте консультацию для заочников на это время.
    5. Заранее сообщите время, формат и тему консультации. Например, с учениками вы общаетесь по скайпу, обсуждаете вопросы, касающиеся особенностей материала, участие обязательно для всех; с родителями вы общаетесь по скайпу, разбираете организационные вопросы, подключаются только те, кто заинтересован, или те, кого вы сами попросили присутствовать.
    6. Четко зафиксируйте инструменты организации обучения и порядок работы с ними, определите время консультаций по скайпу, укажите,
      где искать домашнее задание, куда и как ученики и родители могут
      обратиться с вопросами.

    5. Продумайте порядок контроля и оценивания учеников
    Снизьте жесткость критериев оценивания. Принимайте во внимание, что дистант — это новый для детей формат. По возможности выставляйте отметку только успешно выполненные задания — то есть те, за которые можно поставить пятерку или
    четверку.
    Разделяйте контроль и оценивание. В первое время будет достаточно контроля за самим фактом участия детей в дистанционном обучении. Главный критерий в этом случае — соблюдение сроков. Если работа не было выполнена в обозначенный вами срок, обсудите это с учеником. При этом не нужно полностью перекладывать контроль на родителей — задание давали именно вы, и обратной связи дети ждут от вас.
    Хорошо, если у ребенка будет инструмент, который поможет в визуализации выполненных задач: например, электронный чек-лист, распечатанный список дел, или просто список, записанный в дневник под диктовку учителя. Ученик сможет отмечать или вычеркивать выполненные задачи.
    Когда вы определили для себя порядок контроля и оценивания, обязательно подробно расскажите о новых правилах ученикам и родителям, приведите конкретные примеры, дайте возможность задать вопросы. Учитывайте, что контроль и оценивание — это один из аспектов, который вызывает наибольшую тревожность в процессе дистанционного обучения.

    Как и о чем говорить с родителями

    При организации дистанционного обучения учителю важно максимально подробно рассказать родителям:

    • какие инструменты будут использованы в ходе обучения;
    • как будет организован образовательный процесс в целом;
    • как будут организованы учебная неделя и учебный день;
    • как будет проходить оценивание;
    • в чем заключается роль родителя.

    Обсудите с родителями эти вопросы, это поможет им снизить тревожность. Проговорите, что вы понимаете, что детям будет сложно даваться переход на дистанционный формат работы, и вы не будете ставить двойки и максимально поддержите учеников.

    Что нужно обсудить с родителями?

    1. Расскажите, какие инструменты вы будете использовать в ходе обучения (скайп, Яндекс.Учебник и т.д.) и чему конкретно вы просите родителей научить ребенка: запускать программу, выходить в эфир, отвечать на вопросы в чате и т.п. Лучше всего, если сначала вы самостоятельно изучите эти инструменты и составите понятную, конкретную инструкцию для родителей. Можно посоветовать провести тестовое включение, проверить, что ребенок умеет пользоваться всеми нужными функциями. Мотивация для родителей здесь простая: чем лучше родители обучат ребенка, тем меньше потребуется их участия.
    2. Разделите зоны ответственности с родителями: за ними — контроль «посещаемости», за вами — содержательное проведение обучения.
    3. Объясните родителям, что нужно учитывать психолого-возрастные особенности ребенка при работе в дистанционном формате. Возможно, стоит заранее подготовить для родителей памятки о том, как именно они смогут помочь ученику начальной, средней и старшей школы.
    4. Попросите родителей организовать для ребенка рабочее пространство — место, где он сможет заниматься учебой и его не будут отвлекать.
    5. Расскажите родителям правила работы ребенка за компьютером, попросите контролировать их соблюдение. Поскольку из-за учебы время, которое дети проводят за компьютером, увеличится, посоветуйте по возможности сократить другие активности — компьютерные игры, просмотр видео, использование соцсетей.
    6. Попросите родителей помочь ребенку выстроить режим дня и соблюдать дисциплину. Важно помнить, что дисциплина вырабатывается и формируется у ребенка поэтапно. Родителям стоит увеличить уровень контроля на начальном этапе перехода дистанционному обучению: уделять ребенку больше внимания, почаще звонить, спрашивать об успехам. Постепенно контроль должен стать более мягким.
    7. Дистанционное обучение — возможность для ребенка стать более ответственным. Объясните родителям, что они могут подключить ребенка к планированию дня. С детьми помладше можно вместе составлять список дел, а подросткам — использовать приложение-органайзер на смартфоне.
    8. Объясните родителям, как важно помнить, что ребенок пробует для себя новый формат работать и в такой ситуации нормально, что не все получается сразу. Возможно, какие-то дни будут сложнее, чем другие. Важно давать себе и ребенку передышку — давление вряд ли окажет нужный эффект.
    9. Договоритесь с родителями проводить еженедельные видео-конференции, продумайте формы сбора обратной связи. Понятная схема взаимодействия также снижает тревожность.
    10. Если родители не готовы подключать ребенка к онлайн-обучению, подготовьте для них список тем для изучения, заданий для отработки.

    Гигиена дистанционного обучения
    Важно помнить, что онлайн-обучение предполагает определенную гигиену труда, важно не навредить детям в этот период. Достаточно соблюдать несколько простых правил.

    1. СанПиН предполагает перерывы в работе за компьютером через каждые 15 минут. Если дети сидят перед компьютером в течение всего урока — то есть 45 минут — попросите их отвлечься во время «перемены», размяться, а не сидеть возле монитора. Если вы преподаете в начальной школе, предложите детям игру — для каждого перерыва задание придумывает следующий ученик.
    2. Попросите детей делать простую зарядку для глаз. В интернете можно найти много рекомендаций — например, на портале «Я Учитель».
    3. Если ваш урок — первое дистанционное занятие за день, попросите детей проверить, что в комнате включен свет, и они сидят от компьютера на расстоянии вытянутой руки.
    4. Сделайте родителей своими союзниками: расскажите им правила работы ребенка за компьютером, попросите помощи в контроле их соблюдения.

    Рекомендации по работе с инструментами дистанционного обучения

    Подготовка к видеоуроку
    Помните, что для учеников формат видеоконференций в новинку — как и для вас. Отведите время на адаптацию, пусть первые уроки в новом формате будут проще, короче и «свободнее». Первые несколько видеоуроков могут оказаться для вас сильным стрессом, поэтому важно создать максимально комфортную обстановку.

    Как организовать комфортные условия для проведения видеоуроков
    1. Используйте белый, нейтральный или однородный фон. Это поможет сконцентрироваться и не отвлекаться. Другой удачный вариант фона — книжный шкаф (но учтите, что в этом случае первые пять минут ученики будут изучать содержимое шкафа).
    2. Источник света ни в коем случае не должен находиться за вашей спиной. Позаботьтесь о том, чтобы верхний свет был ярким. Дополнительно осветить лицо можно с помощью обычной настольной лампы.
    3. Найдите удобное для себя место, стул или кресло, в котором вы сможете долго просидеть без ощущения усталости.
    4. Не забывайте проветривать помещение — это способствует концентрации, вы будете медленнее уставать.
    5. Не забудьте о воде. Во время видеоурока приходится говорить больше обычного — ведь не всегда есть возможность сделать паузу на ответы учеников или отдохнуть во время самостоятельной работы. От дополнительного стресса горло тоже пересыхает сильнее. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами стояла чашка с чаем или водой.
    6. Лучше вести трансляции в яркой одежде. Желательно, чтобы она была однотонной, четкого силуэта, с яркими деталями. Это сильно помогает удерживать внимание.
    7. Если вы привыкли жестикулировать, сядьте перед камерой так, чтобы ваша жестикуляция была видна.
    8. Попробуйте усилить эмоциональную экспрессию, сделать мимику более выразительной. Говорите громче. Помните, что экран «гасит» вашу энергетику примерно наполовину, поэтому важно быть более активным и эмоциональным, чем обычно. Контролируйте себя, чтобы не переутомиться ближе к концу видеоурока. Кроме того, люди порой кажутся чуть более суровыми, суетливыми, неприветливыми или напряженными, когда их снимает камера. Обращайте на это внимание, чтобы поддерживать комфортную обстановку на занятии.
    9. Будьте готовы к тому, что в первое время новый формат работы может быть утомительным. Поэтому при возможности не ставьте видеоуроки подряд.
    10. Технические детали: не забудьте зарядить устройство, заранее проверьте интернет-соединение.
    11. Заранее проверьте все приложения, презентации и дополнительные материалы, которые вы будете использовать в ходе обучения.

    Как провести видеоурок
    1. Убедитесь, что ученики хорошо видят ваше лицо. Они будут более внимательны, если вы создадите «эффект присутствия».
    2. Меняйте изображение во время трансляции. Используйте функцию демонстрации экрана (она есть в большинстве сервисов видеосвязи), предусмотрите смену слайдов или интерактивный разбор задания.
    3. Делайте больший акцент на приветствии в начале урока, чем обычно. Стандартного «здравствуйте, давайте приступим к работе» может оказаться недостаточно. Скажите, что вы рады видеть собравшихся. Посмотрите на состав участников и отметьте, сколько собралось людей: «Нас уже шестнадцать человек, можем начинать».
    4. «Отмечайте» посещения: перечисляйте учеников по именам, здоровайтесь с каждым, кто подключился к трансляции, улыбайтесь, спрашивайте, как дела. Эти приемы также создают эффект присутствия.
    5. Проговорите правила работы на видеоуроке: например, ученикам лучше выключать микрофоны, общение стоит вести в чате. Обозначьте, когда дети могут задавать вопросы — по ходу урока или только в конце.
    6. Комментируйте свои действия, например, если вам нужно переключить слайд, чтобы показать его на мониторе, или включить кому-то из участников микрофон. Если делать это молча, может возникнуть неловкость и ненужный эффект дистанции.
    7. Ключевые моменты объяснений, вопросы к ученикам можно повторять два-три раза, чтобы дополнительно сфокусировать внимание детей.
    8. Каждые три-четыре минуты обращайтесь к ученикам, чтобы удерживать их внимание. Есть несколько вариантов общения с учениками в формате видеоурока: задать вопрос конкретному ребенку, задать всем открытый или закрытый вопрос.
    9. Не затягивайте время проведения урока — ученики знают, когда вы должны закончить, и в дополнительное время их внимание будет минимальным.
    10. Обязательно делайте запись видеоурока и выкладывайте для скачивания на доступном ученикам ресурсе (например, используйте Яндекс.Диск). Тем, кто не успевал за вашим темпом или испытывал проблемы со связью, это позволит дополнительно ознакомится с материалом. Этот совет особенно актуален для начальной школы.
     

    Цифровые платформы с автоматической проверкой заданий (на примере Яндекс.Учебника)

    Что такое Яндекс.Учебник
    Яндекс.Учебник — сервис для учителей 1–5-х классов с заданиями по русскому языку, математике и окружающему миру. Автоматическая проверка заданий и мгновенная обратная связью для ученика позволяет учителю экономить время на проверке тетрадей. Кроме того, Яндекс.Учебник позволяет работать с индивидуальными траекториями каждого ребенка внутри класса.
    Это бесплатный сервис, разработанный на базе российского программного обеспечения. Он существует уже два года, на сегодняшний день к нему подключены более миллиона школьников. В библиотеке Яндекс.Учебника — более чем 50 000 заданий.

    Яндекс.Учебник отлично подходит для дистанционной работы:

    • учитель может выдавать задания ученикам с любого устройства: как в школе, так и дома;
    • учитель может выдавать разные подборки заданий разным детям, то есть реализовывать индивидуальный подход;
    • ученики могут решать задания дома полностью самостоятельно, при этом учитель видит подробные результаты каждого ребенка;
    • задания Яндекс.Учебника соответствуют ПООП и подходят к любому УМК, покрывают нужды основного образовательного процесса;
    • методисты регулярно готовят подборки заданий и готовые занятия по актуальным темам, что позволяет учителю экономить время;
    • в Яндекс.Учебнике есть как стандартные задания для освоения тем школьной программы, так и дополнительные материалы — например, олимпиадные задачи или подборки для подготовки к ВПР.

    Сервис прост в применении и не требует от учеников регистрации — учитель сам подключает детей и отправляет им данные для входа. Для работы с Яндекс.Учебником учителю достаточно перейти по ссылке https://education.yandex.ru/ и пройти простую регистрацию.

    Рекомендации при работе с Яндекс.Учебником при дистанционном обучении
    1. Занятия для самостоятельной отработки темы оптимально выдавать в двух вариантах: обязательная часть, которую должны выполнить все дети, и дополнительные задания, которые можно сделать по желанию. Удобно прямо в названии занятия отмечать: «обязательное» или «дополнительное».
    2. В названии занятия также удобно сразу указывать тему и страницу из учебника, где ребенок может прочесть дополнительный материал.
    3. Если вы выдаете занятия по русскому языку, предложите одну из карточек переписать в тетрадь. Это важно, так как переписывание текста само по себе работает на грамотность. Вы также можете сделать собственный вариант на основе предложенного в Яндекс.Учебнике задания, чтобы ребенок выполнил его письменно (например, выбрать три словосочетания и составить с ними три предложения). В этом случае вам не придется выдавать ученикам задания из разных источников. Кроме того, в Яндекс.Учебнике есть веселые, смешные тексты, с которыми ребенку будет интересно работать.
    По желанию родителям можно рекомендовать проверять переписанный текст. При этом родитель не должен ставить оценку или что-то дополнительно разбирать с ребенком, достаточно будет обратить внимание ребенка на допущенные ошибки.

    Образовательная платформа Сферум

    «Сферум» — это совместный проект компаний «Ростелеком» и VK, а также Министерства цифрового развития и Министерства просвещения. Представляет собой специальную образовательную платформу, доступ к которой имеют ученики, родители и учителя.

    «Сферум» реализован как приложение на базе платформы «VK Мессенджер» при поддержке Минцифры и Минпросвещения. При этом для пользователя создается отдельный аккаунт, который не связан с учетной записью VK.

    «Сферум» имеет функцию кросс-платформенной интеграции с продуктами ФГИС «Моя школа», а также электронными журналами и дневниками. 

    Функционал учебно-коммуникационной платформы отличается в зависимости от роли пользователя.

    Существуют три основных вида аккаунтов: для учащихся, родителей и преподавателей. 

    Ученикам
    Ребенок получает доступ к классным и личным чатам, в которых может вести переписку как со своими одноклассниками, так и с учителями. Эти чаты интерфейсом напоминают социальную сеть, больше всего они похожи на VK.

    Школьник может подключиться к видеоурокам прямо на сайте или в смартфоне и получить онлайн-консультацию педагога, если нет возможности сделать это лично. 

    Дополнительная функция — доступ к открытым урокам и мастер-классам, которые преподаватели проводят на платформе. А еще учащийся может посмотреть домашнее задание и учебные материалы, если к его учебному профилю подключен электронный дневник.

    1.    Скачайте приложение «VK Мессенджер»

    2. Создайте учебный профиль «Сферум» и зарегистрируйтесь

    Создание учебного профиля Сферум происходит через регистрацию VK ID, регистрация в соцсети ВКонтакте при этом не производится и не является обязательной для создания «Учебного профиля Сферум»!!!

    1. В мобильном приложении – Добавить учебный аккаунт ,  на компьютере – Войти в Сферум
    2. Введите свой номер телефона и нажмите кнопку «Продолжить» . Если Вы – родитель, пожалуйста, не регистрируйте ребенка на свой номер телефона! В дальнейшем возникнет путаница с учебным профилем родителя и ученика.
    3. На указанный номер телефона придет СМС с кодом или бесплатный звонок-сброс. Введите код или последние цифры номера в форму регистрации.
    4. Заполните информацию о себе: имя, фамилию, дату рождения, пол и нажмите «Продолжить». Учебный профиль готов!

    3. Подключитесь к своему классу

    • Классный руководитель предоставит Вам ссылку-приглашение для подключения к классу.
    • Перейдите по ссылке-приглашению и нажмите "Вступить в организацию".   Автоматически отправится заявка на присоединение к Вашему классу. Ссылка-приглашение действительна 7 дней!
    • После подтверждения Вашей заявки администратором (в течение суток!) Вы становитесь участником группы класса в учебном профиле Сферум.

    Алгоритм действий учащегося в режиме дистанционного обучения

    1.  Своевременно узнавайте темы уроков и задания согласно расписанию в классных чатах на платформе «Сферум».
    2.  Посещайте онлайн уроки и консультации учителей по содержательному образовательному контенту.
    3.  Своевременно сдавайте работы на проверку.
    Класс Классный руководитель Ссылка на чат в Сферуме
    1-А Кобзарь Т.А. ЭО и ДОТ 1-А класс
    2-А Кулинич А.Г ЭО и ДОТ 2-А класс
    3-А Мергасова Н.А. ЭО и ДОТ 3-А класс
    3-Б Завирюха А.Л. ЭО и ДОТ 3-Б класс
    4-А Хорошайло Н.Н. ЭО и ДОТ 4-А класс
    4-Б Барвинченко Н.В. ЭО и ДОТ 4-Б класс
    5-А Кукарека Н.В. ЭО и ДОТ 5-А класс
    5-Б Гончаренко А.В. ЭО и ДОТ 5-Б класс
    6-А Шумейко А.Н. ЭО и ДОТ 6-А класс
    6-Б Моисеева О.Е. ЭО и ДОТ 6-Б класс
    7-А Шевченко С.И. ЭО и ДОТ 7-А класс
    7-Б Волох О.А. ЭО и ДОТ 7-Б класс
    8-А Сенченко В.А. ЭО и ДОТ 8-А класс
    8-Б Гетманец И.Г. ЭО и ДОТ 8-Б класс
    9-А Солодкая И.А. ЭО и ДОТ 9-А класс
    9-Б Омельченко А.В. ЭО и ДОТ 9-Б класс
    10-А Юткина И.В. ЭО и ДОТ 10-А класс
    11-А Татаринов А.Г. ЭО и ДОТ 11-А класс

    Родителям
    После того как родители учащегося смогут зарегистрироваться в «Сферуме», они получат полный доступ ко всем возможностям приложения. Оно напоминает электронный дневник, но с дополнительными функциями. Например, представители ученика могут не только быть в курсе его успеваемости, но и посещать родительские собрания в онлайн-формате. Еще родители могут переписываться с педагогами и составлять обращения в адрес администрации школы.

    Педагогам
    У педагогов больше всего функций и прав среди всех участников «Сферума». Учителя могут создавать чаты и добавлять в них пользователей на свой выбор, устраивать видеозвонки с учениками и родителями. Здесь также можно составлять учебные планы, загружать домашние задания и демонстрационные материалы, делиться файлами. Учитель управляет онлайн-уроками и может разрешить ученикам выступать во время них.

    У учителей есть и другие уникальные функции. Например, они могут прямо на этой учебно-информационной платформе проверять и комментировать домашние задания, проводить родительские собрания и даже создавать для школьников индивидуальные виртуальные награды. Весь этот функционал становится доступен педагогу после подтверждения своего профессионального статуса.

    Электронные образовательные ресурсы

    Какие платформы для дистанционного обучения можно использовать?

    1. Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.
    2. Еще один известный сайт — Московская электронная школа. Портал представляет собой сборник тестов и электронных учебников, а также интерактивные сценарии уроков. Это открытая платформа, доступная всем, и ее высоко оценили многие пользователи. На сайте ученики могут проверять свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, решать контрольные и тесты. Платформа удобна тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.
    3. Учащимся младших классов подойдет сервис Яндекс.Учебник. На портале собрано более 35 тысяч заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников 1-5 классов.
    4. Учителям будет интересен ресурс  ЯКласс, с помощью которого они могут проверить, успешно ли школьники усвоили материал.
    5. Сайт Учи.ру поможет наиболее безболезненно перевести обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете, где есть специальный внутренний чат.
    6. Всем известное издательство "Просвещение" предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.
    7. Ресурс Мои достижения открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.
    8. Активные школьники могут воспользоваться сайтом Олимпиум, на котором собрано более 72 школьных олимпиад.
    9. Старшеклассников может заинтересовать профориентационный портал Билет в будущее, где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.

    Документы, регламентирующие дистанционное обучение

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике